Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата дошкольным образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Одним из главных ориентиров программы «Доступная среда» является создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии.
В 2022-2023 учебном году МБДОУ № 21 посещают дети следующих нозологических групп:
- воспитанники с тяжелыми нарушениями речи;
- воспитанники с задержкой психического развития;
- воспитанники с расстройствами аутистического спектра;
- воспитанники с иными ОВЗ.
В МБДОУ имеются следующие специалисты: учитель- логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.
В МБДОУ для работы с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ и инвалидами, предусмотрены групповые комнаты, которые оснащены специальной мебелью, а также специально приспособленные кабинеты (места): учителя-логопеда, учителя- дефектолога, педагога-психолога, музыкальный зал и физкультурный зал.
Кабинет учителя- логопеда
Кабинет учителя-логопедов оснащены специальным оборудованием для развития и коррекции нарушений: зеркалом, дидактическими играми для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, речевое домино, логопедическое лото и др.);
по фонетическому восприятию (наборы картинок);
по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок); по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам
а) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.
б) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри);
на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты);
по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Кабинет педагога – психолога
Педагог-психолог в кабинете проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностику психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Учебно-методические пособия для обследования и развития интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, развивающие пособия и игры для формирования логики, восприятия, координации движений, мелкой моторики.
Имеются дидактический стол для проведения песочной терапии.
Кабинет учителя-дефектолога
Учитель-дефектолог в кабинете проводит индивидуальные занятия на развитие познавательной детей, и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие. Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации воспитателям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу воспитателей и учителей организовывается дополнительное обследование воспитанников, проводятся индивидуальные консультации родителей воспитанников.
Учебно-методические пособия для обследования и развития интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы,, развивающие пособия и игры для формирования логики, восприятия, координации движений, мелкой моторики.
Библиотека(ах), приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете. Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в
соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Организуются мобильные библиотеки, расположенные в местах общего пользования на первом этаже здания МБДОУ.
https://zhit-vmeste.ru/map/
Объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. Но в МБДОУ для детей с ОВЗ предусмотрен необходимый спортивный инвентарь: игра-парашют, мешочки с песком, ходули на шнуре, мягкие модули, набивные мячи, спортивный комплекс (обруч, кольцеброс, кегли, конусы, гимнастические палки и др.). Закуплены снаряды, коврики для индивидуального пользования.
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
МБДОУ оснащен современной оргтехникой: компьютеры, ноутбуки, принтеры и др. В том числе имеются — музыкальные центры, интерактивное оборудование: проектор, доски - 6. Имеется коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами.
Материальная база периодически преобразуется, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности всех детей.
Специального доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - имеется пандус при входе в детский сад.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья воспитанниками не осуществляется.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья ДОУ не имеет.
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеется.
Специальные условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют;
Условия охраны здоровья для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Безопасность МБДОУ обеспечивается: пропускным режимом, системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой, дежурством сторожей в ночное время. Охрана учреждения осуществляется сотрудником ЧОП. Также детский сад оснащён: автоматической системой пожарной сигнализации, которая выведена на пульт пожарной охраны.
В МБДОУ имеется медицинский и процедурный кабинеты и палата изолятора. В учреждения есть врач-педиатр и медицинская сестра, которые организуют систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводят консультации для воспитателей, родителей, профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры), проводит антропометрические измерения.
В медицинском кабинете также осуществляется:
- временное изолирование заболевших детей;
- оказание первой медицинской помощи;
- оформление и хранение медицинских карт детей, медицинской документации.
С целью охраны и укрепления здоровья детей в детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
- функционирует психолого–педагогический консилиум МБДОУ, целью которого является создание социализации и адаптации воспитанников посредством психолого–педагогического сопровождения.
Паспорт доступности МБДОУ № 21
|